«Готовность выпускника к выбору профессии»

            DSC0002302.02.2018 года специалисты РПМПК провели первый диагностический этап профориентационной работы с выпускниками ОВЗ 9 –х классов: учащихся МАОУ « Викуловская СОШ №1»-отделение Викуловская специальная (коррекционная) школа, МАОУ « Викуловская СОШ №1»-отделение Каргалинская школа-детский сад и их родителями.

Выбирая будущую профессию, учащиеся, как правило, делают упор на свои интересы, склонности, не учитывая при этом собственной адекватности требованиям той или иной сферы профессиональной деятельности: наличия психофизиологических возможностей, интеллектуального потенциала, профессионально значимых качеств личности. Для очень многих ситуация выбора оказывается стрессовой. Причины этого кроются в том, что, с одной стороны, человеку страшно брать на себя ответственность за свои поступки, с другой — он просто не знает, как грамотно принять решение, чтобы оно соответствовало его интересам и целям. Цель данного этапа – познакомить выпускников с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого помочь соотнести их с личностными особенностями каждого выпускника. Выпускникам были предложены анкеты, тесты, игровой тренинг и презентация по выбору профессии.

А с родителями состоялся диалог о роле семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников. Главное для родителей — отдавать себе отчет в том, что они лишь помогают ребенку определиться, а вовсе не определяются вместо него. Помогают — потому что большинство детей в 14-15 лет еще психологически не готовы сделать выбор самостоятельно, более того, значительная часть испытывает страх перед необходимостью принятия решения. За долгие годы учебы в школе им предлагались в основном готовые решения, все было известно наперед и определено расписаниями и учебными планами. И растерянность подростка, когда ему вдруг предлагают определиться в таком архиважном вопросе, вполне понятна. Так что вряд ли родителям стоит рассчитывать на полную самостоятельность ребенка в выборе профессии: ребенок подсознательно ждет совета от старших, даже если прямо он об этом не говорит. С другой стороны, нельзя полностью снимать с него ответственность за совершаемый выбор. Важно, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Ведь если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то и учится он не для себя, воспринимая учебу как скучную и тягостную обязанность.

Таким образом совместная организация работы с детьми и их родителями призвана помочь выпускнику с ОВЗ выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Районная психолого- медико -педагогическая комиссия