Дошкольное образование как ресурс повышения интеллектуального потенциала современного общества.
В настоящее время отмечается тенденция усиления значимости дошкольного возраста в развитии личности. И не зря, ведь дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя, проявляющийся в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление познать окружающие предметы и явления. В эти годы ребёнок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в будущем. Установлено, что за первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь.
Роль педагога в этом процессе — стимулировать интерес ребенка к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества и конечно создать для этого все условия.
Поэтому сегодня в ДОУ востребован педагог творческий, компетентный в разных областях профессиональной деятельности, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника, способный строить работу с детьми на основе современных технологий и новых программ, быть творцом педагогического процесса.
Одним из направлений работы является проведение смотров-конкурсов в ДОУ. Подготовка к конкурсам позволяет педагогам, с одной стороны, почувствовать себя коллективом единомышленников, а с другой — дает каждому возможность самореализации в соответствии со своими творческими способностями и инновационным потенциалом. Проведение конкурсов стимулирует педагогов демонстрировать свои знания, умения, творческие находки, активизирует их на поиск новых подходов к тому или иному заданию, которое затем играет большую роль в организации образовательного процесса. А еще смотры-конкурсы – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
В структурном подразделении МАОУ «Каргалинская СОШ»- Каргалинском детском саду «Колосок» стало традицией ежегодно проводить такие смотры-конкурсы, как «Создание развивающей среды в группе», «Оформление дидактических игр», «На лучший участок» (летом), «Зимние поделки» (зимой).
Педагоги детского сада- Шимбалева В.Г., Фокина А.В., Лотова Н.А., Пуртова Н.В., осуществляя творческую деятельность в каком либо направлении, показывают свои профессиональные знания не только в области дошкольного образования, но и в компетентности взаимодействия с семьей воспитанника. Очень интересно прошли конкурсы газет «Моя семья», поделок «Змейка», в которых родители с интересом помогали своим детям и воспитателям.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, это один из лучших методов развития творческих способностей ребенка. В процессе создания очередного шедевра дети учатся понимать и изображать мир, в котором они живут. Как сказал В. Сухомлинский: «Ум ребенка – на кончиках его пальцев». Поэтому в детском саду дети не только рисуют на занятиях или самостоятельно в свободное время, но и участвуют в конкурсе рисунков. Даже малышки в Каргалинском детском саду «Колосок» выставляют свои первые работы (дорожка для машины, ниточка для шарика, снег) в таких тематических конкурсах рисунков как «Весеннее настроение», «Моя Мама», «Зимние узоры», «Палитра безопасности».
Воспитатели Каргалинского детского сада «Колосок» демонстрирую работы своих талантливых воспитанников не только на мероприятиях сельского уровня, но и отправляют работы на конкурсы муниципального уровня, например «Безопасность дорожного движения»; областного уровня – конкурсы «Правила эти должны знать все дети», «Кот Леопольд» и даже всероссийского- конкурс «Любимые мультяшки», где под руководством Фокиной А.В. приняли участие пятнадцать детей старшей группы, отправив свои работы в центр дистанционных развивающих технологий. Пуртова Н.В. приняла участие в областном конкурсе «Правила эти пусть знают все дети» в номинации «Лучший воспитатель ДОУ по обучению детей правилам дорожного движения».
Два диплома за участие в областном конкурсе «Детский сад день за днем» на лучшее освещение деятельности дошкольных образовательных учреждений Тюменской области в средствах массовой информации, диплом в районном конкурсе «Нам жить и помнить», благодарственное письмо за участие в районном фотоконкурсе «Район в объективе» добавили Каргалинскому детскому саду «Колосок» не только признания, но и подняли его престиж среди других ДОУ.
Ведущий специалист отдела образования, И.В. Калинина